All Points Bulletin
Начинается All Points Bulletin вполне рутинно. Квест, контрольная точка, щелчок в подсвеченную область на экране. Ваш персонаж достает прямо из воздуха канистру с бензином и начинает поливать какие-то коробки. Разлив все содержимое канистры, герой щелкает зажигалкой, и вот перед вами уже горит небольшой костер. «Вы выполнили условия задания и перешли на следующий этап», — поздравляет игра. А затем, помолчав несколько секунд, добавляет: «Кстати, ходите да оглядывайтесь: за вами уже выехали».
Дались вам эти роли
Амбициозный проект Realtime Worlds, отцов первой Crackdown, был призван совместить лучшие элементы MMORPG и многопользовательского экшена. Большие открытые карты, по сотне человек на сервере, беспрецедентные по массовости перестрелки. Ареной для выяснения отношений стал город Сан-Паро, расположенный, по мысли авторов, где-то на американском побережье Тихого океана, а в центр сюжета был помещен конфликт между разномастными преступными группировками (в русской версии игры — «криминалами») и силами правопорядка («силовиками»), которые набраны из простых граждан, желающих избавить родные улицы от бандитской заразы.
MMOG-составляющая в APB играет второстепенную роль. Здесь, например, вовсе отсутствует PvE, то есть нет ни мобов, ни лута, ни инстансов. Если на дороге вам встретился персонаж с красным ником и немедленно принялся поливать вас свинцом, можете быть уверены — им управляет живой игрок, получивший на вас ориентировку.
Нет даже продвижения в уровнях, а рост заменяющего уровни «рейтинга» отражает ваши личные умения, а не указывает на то, что вы скоро обзаведетесь какой-то новой способностью. Вместо этого APB, по мере роста лояльности у NPC-контактов, предлагает все более мощное и разнообразное оружие, начиная с пистолетов и винтовок и заканчивая снайперскими винтовками и гранатометами.
Magnum Force
Практически каждое задание, стартовав как обычный MMO-квест, быстро перерастает в противостояние двух групп пользователей. Преступники обычно что-то крадут и уничтожают, а народная дружина всячески пытается им помешать. В этом, собственно, и заключается суть APB: столкнуть игроков лбами, заставить их выполнять соприкасающиеся задачи и постоянно ставить друг другу палки в колеса. Экшен поначалу кажется несколько суетливым, но вскоре начинаешь ощущать в этом какую-то особую прелесть. На каждом углу вас может поджидать засада, и, даже спрятавшись от пуль за каким-нибудь ящиком, вы вполне можете стать жертвой члена вражеской команды, который только что подъехал к месту событий и удачно сбил вас своим «Мустангом». Тексты заданий перестаешь читать вообще — все равно их написано всего 5-7 вариантов, да и не в них соль. Главное — именно этот безостановочный экшен: на нервах, на надрыве. Очень жарким обычно бывает ближний бой, особенно если у большинства участников есть что-нибудь скорострельное. Битвы на дистанции — удовольствие немного другого рода: правильно выбрать позицию, постараться не попасться врагу на глаза раньше времени и уничтожить его несколькими короткими очередями, доработав в случае необходимости осколочной гранатой.
Чтобы как-то все упорядочить и не допустить хаоса в игре, разработчики жестко ограничивают список ваших целей. Какой-то вред вы можете причинить только своим непосредственным противникам — той конкретной группе игроков, которая в данный момент с вами борется. Остальные — вне досягаемости. Казалось бы, это должно на корню убивать массовость, которой так кичились Realtime Worlds. Но на деле этого не происходит. Отчасти — потому что любой игрок часто может вызвать себе подмогу. Обнаружив, что у вас на хвосте команда из четырех хорошо вооруженных дружинников или бандитов, достаточно нажать одну клавишу, и игра сама разошлет приглашения потенциальным помощникам, включив в их список всех обитателей сервера, не занятых в данный момент другими заданиями. Поэтому часто бывает, что интимная разборка тет-а-тет уже через пять минут перерастает в масштабное противостояние, самую настоящую криминальную войну. Подкрепление подтягивается с одной стороны, с другой, и кажется, что скоро весь сервер окажется вовлечен в вашу бойню.
Есть дело
Два района Сан-Паро (деловой и портовый), в которых разворачивается действие игры, непохожи друг на друга и предоставляют два совершенно разных опыта. В даунтауне вокруг вас высятся плотно стоящие дома, а перестрелки разыгрываются в тесных переулках и на оживленных перекрестках. В порту мир распахивается открытыми пространствами, предоставляя кучу возможностей для насыщенного боя на дистанции. Правда, двух районов уже очень скоро будет не хватать, и если разработчики не поторопятся с расширениями, то рискуют дать игрокам закиснуть в знакомых декорациях. Не вызывают энтузиазма и задания. Во-первых, их, как уже говорилось, в APB всего несколько разновидностей. Во-вторых, в силу самого характера игры, вы никогда не чувствуете, что на что-то влияете, выполняя поручения NPC-мафиози и правоохранителей. Еще один выезд, еще один бой, еще одна победа. Если поражение — тоже не страшно. Очень скоро найдется новое дело, как раз с этим в All Points Bulletin нет никаких проблем. Задания мимолетны и служат лишь формальным поводом к драке. Мало того, они часто переходят с одной стадии на другую вообще без вашего вмешательства. Погибли, бросились после воскрешения к месту событий, а пока искали, какую бы машину угнать, противник или ваши же собственные союзники выполнили условия очередного этапа, и уже нужно нестись совсем в другую сторону. Часто победитель определяется в последние секунды, и даже если вы самоотверженно бились на протяжении всего квеста, например защищая контрольную точку, лавры могут достаться врагу, который в последнюю секунду удачно эту точку захватил, так что она оказалась в руках его группы как раз в тот момент, когда таймер (а тут все задания — на время) досчитал до нуля.
Вызывает вопросы даже сама система получения ориентировок (квестов). Не вы берете задание — вам его дают. В любой момент может зазвонить телефон, и вам поручат, скажем, нагнать страху на много о себе возомнившую транспортную компанию или просто крикнут в трубку: «У ребят проблемы, надо помочь» (значит, кто-то где-то запросил подкрепление). Передохнуть вам практически не дают, и единственный способ хоть как-то контролировать нескончаемый поток миссий — это вовсе отключить оповещения о заданиях консольной командой.
Гламур и бандитизм
Правда, для того чтобы переводить дух, в APB есть специальное место — общий район, третья и последняя локация. Здесь теоретически должна проходить вся социализация, а главное — именно тут расположены магазины и станции кастомизации. Системой изменения внешнего вида персонажей, предметов и машин Realtime Worlds гордятся по праву. Здесь из обширного набора примитивов (постоянно открываются новые) можно собрать практически любую картинку, причем для этого достаточно иметь лишь базовые знания о работе с изображениями (хотя бы представлять, что такое слои). Единственное ограничение — ваша собственная фантазия. Результат затем можно нанести на корпус машины, набить в виде наколки, хоть на новой футболке нарисовать. Можно даже сочинить собственный джингл, который будет звучать в колонках врагов, погибших от ваших рук. Можно практически все. Авторы не просто дают вам инструменты для самовыражения — они прямо провоцируют вас на творчество, потому что в APB внешняя эффектность ничуть не менее важна, чем меткость.
* * *
APB вряд ли станет культовой игрой. И это, безусловно, никакая не Grand Theft Auto Online. Чтобы быть достойной этого звания, All Points Bulletin не хватает цельности и самоиронии. Но конкурентов у нее все равно нет. Ничего столь же масштабного и амбициозного на криминальную тему в онлайне не выходило давно. Может быть, вообще никогда не выходило. Поэтому недостатки ее простительны (разве что за исключением привычки время от времени подвешивать некоторые машины), особенно если разработчики не будут сидеть на месте, доработают игру и наполнят ее новым контентом. Но даже и в нынешнем виде All Points Bulletin — очень неплохой онлайновый экшен, идеально подходящий тем, кто жаждет быстрого, насыщенного геймплея и разнообразных игровых ситуаций.