Пришла пора вновь окунуться в атмосферу пост ядерной разрухи в стиле retro-future, поскольку вышла новая реинкарнация серии Fallout – Fallout New Vegas – от студии Obsidian Entertainment.
Странный, по сути, затевался проект: не дополнение к Fallout 3, которых и так вышло немало, но и не четвертая часть. Вместо этого нам предложили отдельную игру на том же движке, да еще и от другой студии, хоть и под руководством Bethesda Softworks – странно было не усомниться в результате. Но теперь уже можно смело сказать, что сомнения достойны выбрасывания в ближайший мусорный бак, поскольку затея себя полностью оправдала.
Какая же прерия без салуна?
Сюжет Fallout New Vegas сходу отступает от традиций серии, не наделяя протагониста статусом Избранного, Сына Избранного или, на худой конец, Двоюродного-Племянника-Матери-Избранного, который жил в одном убежище с кем-нибудь легендарным. Проще говоря, герой игры нормальный адекватный парень, который уже не обязан проходить радиоактивную акклиматизацию и заново знакомиться с окружающим миром. Вместо всей этой дребедени в самом начале игры нас (то есть курьера мохавского экспресса) просто убивают…
Да, а не берись передавать посылки незнакомым дядям с гангстерской внешностью. Теперь (после того, как мы все-таки выжили) предстоит распутать настоящую детективную историю, чтобы узнать, что за скотина пыталась так рано спровадить вас на тот свет. Ну, и, разумеется, отомстить. Самым положительным моментом в новой игре является то, что ваша история не является единственной серией интересных событий в пустыне Мохава. Безусловно, расследование важно и интересно. Но при этом оно является всего лишь частью той заварухи, которая происходит в окрестностях дамбы.
Игровой мир не стал больше, по сравнению с пустошами вокруг Вашингтона. Однако, теперь это мир, более насыщенный объектами, более живой. По старой доброй традиции, сюжет будет вести вас от объекта к объекту, постепенно раскрывая одну тайну за другой. При этом вы можете с чистой совестью послать сюжет к радиоактивной бабушке и отправиться бродить по окрестностям, мародерствуя и впрягаясь в побочные квесты.
Вынос мозга.
Самое интересное в игровых заданиях не их суть, которая мало меняется от игры к игре (хотя, иногда, итог вашей деятельности может оказаться неожиданным), а вариативность их прохождения. В игре есть несколько фракций, враждующих или соперничающих между собой. Ваши действия могут превратить их в друзей или врагов. Но можно и нейтралитет сохранить, сделав вид, что происходящая вокруг грызня – суть прах под вашими великими стопами.
Допустим, группа бойцов Легиона вырезала все население одного из поселений и решила сделать из вас свидетеля, который бы рассказал о случившемся жителям пустошей. Поведав вам о вашей «миссии», они уходят. Здесь никто не дает вам четкого выбора, что сделать или к кому присоединиться. Если хотите, согласитесь с солдатами Легиона. Или же вы можете смириться с их существенным численным превосходством и решить отомстить позже. Этот выбор очевиден. Но можно ведь и напасть – просто от души пальнуть в спину одному из засранцев и выдержать нелегкий бой с этими любителями кожаных юбок. Это, скажу я вам, одна из тех вещей, которые делают Fallout Fallout`ом – неочевидный, но богатый выбор решений и действий.
Все эти действия, разумеется, будут влиять не только на вашу карму, но и на отношение к вам различных группировок. Нашкодили в чьем-нибудь лагере или расстроили чьи-либо планы? Извольте повстречать в своем путешествии карательный отряд, в чьем списке жертв вы идете первым номером. Сделали доброе дело – получите скидки в местном магазине. И, помимо этого, есть еще такая вещь, как принадлежность формы. Проще говоря, надев броню легиона, даже не думайте сунуться на аванпост НКР, если не желаете получить пулю между глаз. Даже если вы с местным офицером на днях раздавили пару виски. Они ведь как хорошие ковбои – сначала стреляют, а потом спрашивают «кто идет?»
Позиция для вдумчивого созерцания.
Самые большие изменения коснулись игровой механики и всяких, не бросающихся в глаза мелочей.
Крафитнг. Он есть, и он очень важен. Ремонт, наука, медицина и выживание – эти навыки теперь связаны не только с очевидными вещами, вроде количества восстанавливаемого здоровья или способности взломать терминал. Теперь от этих умений будет зависеть ваша способность собирать из подручных материалов всякие полезные вещи. Все их перечислить будет нереально, но стоит знать, что бесполезного хлама среди всего этого многообразия практически нет. От самостоятельного создания патронов до возможности собрать столь нужную вещь как чемодан доктора – все эти способности будут во время игры очень полезны. И если вы являетесь умельцем в одной из этих областей, то теперь с удвоенным вниманием станете оглядывать окрестности в поисках ненужного раньше барахла.
Довольно жесткая система прокачки. Здесь едва ли получится прокачать мастера на все руки, так что поневоле приходится развиваться в каком-то одном направлении. А это, наряду с вариативным игровым процессом, делает очень интересным повторное прохождение.
Фирменный юмор вселенной Fallout. Им очень сильно дополняется стиль и атмосфера проекта. Надо сказать, что переведенная часть игры (то есть текст) выглядит отлично. Жаловаться на качество перевода не приходится, только вот есть он не везде. Лично мне как-то не очень забавно одновременно отбиваться от диких гулей, на бегу колоть в покоцанную тушку стимпак и одновременно улавливать, что там нынче вещает неутомимый и бессменный диджей. Оно и с субтитрами-то было бы не очень удачно, а тут их и вовсе нет. Этот момент для отечественных геймеров из игрового процесса попросту выпадает. Кроме слова «позор» в голову ничего не приходит.
Они пожали друг другу руки, но мир от этого добрее не стал.
Едем дальше и вспоминаем такую замечательную штуку как хардкор-режим. Во времена всеобщей казуализации создание подобных функций действительно стало идеальным решением для геймеров, желающих вызова от игры. Скажу проще, если вы хотите, чтобы все элементы игры были актуальными и действительно работали, врубайте Fallout New Vegas, как минимум, на «сложном» и обязательно включайте хардкор-режим.
Один только этот режим не сделает игру сложнее (тем более, что уровень сложности вы все равно устанавливаете независимо от этого момента), но внесет в нее несколько дополнительных элементов, которые сделают процесс более продуманным. Необходимость есть, пить и спать, а также сложности с лечением поврежденных конечностей и ощущение веса боеприпасов волей-неволей вынудит тщательнее относиться к набивке вещмешка. Да и питаться подножным кормом придется куда чаще, не забывая задаваться такими вопросами как «что я ем?», «что со мной потом будет?», «а какой у этой штуки радиационный фон?» и, конечно, сакраментальное «а оно точно умерло?».
Что касается графики, нельзя диагностировать каких-либо принципиальных изменений. Игровое пространство нарисовано более ярко, менее однообразно. Самую малость подвинтили качество текстур, прибавилось несколько эффектов, вроде песчаных бурь или похорошевшей, в сравнении с оригиналом, анимации воды. Вопрос-то в другом: кто за этими изменениями будет особо гнаться при таком геймплее? Игра по-настоящему увлекательна, так что очень маленький прогресс графической составляющей это слишком слабый повод, чтобы вешать или тем более воротить свои носы.
Есть ли правда на этой выжженной земле?..
Больший недостаток это недоработанность. Ну, сыроват получился New Vegas, что да, то да. Подвисы, притормаживания, проблемы со скриптами, падающие с неба скорпионы… Бывает. С момента релиза вышло уже два патча. Впрочем, они не рушат сохранений, так что можно спокойно играть, постепенно скачивая доработки. Хотя и неприятно немного, что очередные разработчики подсунули игрокам недошлифованный продукт.
Но вывод очевиден: Fallout New Vegas это та игра, в которую стоит играть. Даже если в трехмере и с VATS Fallout это «не то», как говорят многие ценители и олдовые фаны, все равно FNV на порядок ближе к предмету культа, чем третья часть. Чувствуется в нем что-то «то самое».